Методика развития речи как учебная дисциплина состоит в кругу тех дисциплин, которые составляют основу профессионально-образовательной программы подготовки специалиста дошкольного профиля. Это объясняется социальной значимостью речи, ее ролью в системе высших психических функций, в становлении и развитии личности.

Курс теории и методики развития речи является одним из основных в подготовке специалистов дошкольного профиля. Главной целью его изучения в вузе является формирование у студентов глубокого понимания лингводидактических и пси­хофизиологических основ обучения родной речи и вооруже­ние их эффективными методами и приемами работы с детьми. В процессе изучения курса развиваются методическое мыш­ление, способность правильно оценивать реальные педагоги­ческие ситуации, применять теоретические знания в разных условиях.

Курс включает теоретические основы методики: показано ее своеобразие как научной дисциплины; рассматриваются предмет, содержание, связь со смежными на­уками, методы исследования, а также краткая история разви­тия методики, становление методики развития речи в разные исторические периоды. Особое внимание уделяется современ­ному состоянию методики как науки, раскрытию ее научных основ и важнейших проблем. С этих позиций дается характе­ристика цели, задач, содержания, методов и форм организации работы по развитию речи детей в дошкольных учреждениях.

Далее следуют все методические темы. В них раскрыты особенности становления связной речи, словаря, грамматиче­ского строя, звуковой культуры речи. На этой основе опреде­ляются задачи, содержание, методы и формы работы по разви­тию речи детей в дошкольном учреждении.

При изучении курса методики применяются различные формы учебной работы: лекции, практические и лабораторные занятия. Изучение методики тесно связы­вается с практикой в дошкольных учреждениях, где студенты получают навыки теоретического анализа работы воспитате­ля, овладевают активными формами работы по развитию ре­чи детей, учатся применять полученные знания.