Автор: Дюсембинова Сауле Мырзабековна

     
Содержание учебной программы дисциплины «Методика преподавания естествознания» разделено на четыре модуля. 

     Целью изучения дисциплины «Методика обучения естествознанию»  является формирование у студентов навыков изучения, практического использования полученных знаний в дидактической, методической, когнитивной и коммуникативной деятельности, приобретение устойчивых теоретических знаний в процессе анализа взаимосвязанных естественнонаучных процессов в многостороннем мире, оценки временных и пространственных закономерностей, концепций.

       Современные социокультурные, экологические и экономические потребности человечества выдвигают естественные науки на одно из главных мест среди других наук.

Высокий уровень развития естественных наук оказывает серьезное влияние на социум в целом, на его культуру и гуманизацию человеческих отношений. Отсюда следует необходимость широкого распростра­нения естественнонаучных знаний как среди всего населения, так и на разных возрастных этапах. Эту ответственную миссию призва­ны выполнять педагогические науки, к числу которых относится и методика преподавания естествознания. Она изучает процессы оз­накомления младших школьников с природой, развитие личности детей средствами учебного предмета естествознания, решая при этом ряд следующих конкретных задач.

1. Зачем младшим школьникам изучать природу? Отвечая на этот вопрос, методика естествознания исследует, определяет цели обу­чения в соответствии с социальным заказом общества, с учетом содержания передаваемой информации и возрастных психофизио­логических особенностей учащихс 

2. Чему учить младших школьников в курсе естествознания?— экология, биология, география, физика, химия, минералогия, астрономия и др.

Однако содержание школьного предмета не может быть тожде­ственным науке. Поэтому методика естествознания трансформиру­ет научные знания в школьный учебный предмет, который отлича­ется от науки и по объему содержания. В него включается краткая и только достоверная, научно доказанная, информация.

Трансформация научного знания идет также с учетом данных пе­дагогики, психологии и физиологии о возрастных особенностях у

3. Как учить, развивать и воспитывать детей средствами естество­знания? Результатом, продуктом исследования являют­ся методы, приемы, средства и формы организации деятельности учителя и учащихся с учетом специфических особенностей содер­жания естествознания вначальной школе. Важнейшая особенность естествознания — то, что объект его изучения — окружающая при­рода. Эта особенность требует применения соответствующих мето­дов (преимущественно практических), форм организации учебной деятельности (экскурсии, практические, самостоятельные и вне­урочные работы) и средств обучения (специфические учебники, учебные и наглядные пособия)